Музыкальное воспитание дошкольников.

  Музыкальное воспитание в детском доме — часть учебно-воспитательного процесса. В комплексе с другими предметами решает образовательные, воспитательные, коррекционные, развивающие задачи.
Главная цель музыкального воспитания: формирование духовного мира воспитанников, овладение музыкальной культурой., сформировать определённые умения  и навыки.
•    — умение слушать музыку,
•    — слухоречевое  координирование,
•    — точность интонирования,
•    — умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней,
•    — умение различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности;
•    — исполнительские навыки)

Задачи воспитательные:
•    повышать культурный уровень воспитанников;
•    развивать художественный вкус детей;
•    обогащать их музыкальный кругозор;
•    создавать атмосферу творчества;
•    воспитывать чувство товарищества, коллективизма, взаимопомощи, ответственности за общее дело, толерантности.

 Задачи образовательные:
•    формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а так же в процессе собственной музыкально-исполнительской
•    деятельности;
•    формировать музыкально-эстетический словарь;
•    формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности.

Задачи коррекционные:
•    корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
•    исправлять дефекты речи;
•    помогать самовыражению умственно отсталых детей;
•    способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
•    способствовать снятию эмоционального напряжения, преодолению неадекватных форм поведения.

Задачи развивающие:
•    совершенствовать певческие навыки;
•    развивать чувство ритма, речевую активность,  звуковысотный слух, музыкальную память, эмоциональную отзывчивость и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки;
•    активизировать творческие способности.

Педагогические принципы:
•    доступности;
•    последовательного формирования мыслительной деятельности от простого к сложному;
•    наглядности и эмоциональности, индивидуального и дифференцированного подхода, (которые предполагают учет особенностей высшей нервной деятельности ребенка);
•    многократной повторяемости с элементами нового, (т.к. старые рефлекторные связи изменяются с трудом, а новые быстро разрушаются);
•    активизация внимания с использованием частой смены видов деятельности;
•    соблюдения тщательной дозировки заданий;
•    темп работы, соответствующий работе детей

Реализация программы музыкального воспитания

«Ладушки».

В дошкольных группах нашего учреждения реализуется программа музыкального воспитания «Ладушки». Программа  полностью оснащена методическими и дидактическими материалами.  В конспектах занятий, которые приводятся авторами в полном объёме большое количество игровых приёмов, что существенно облегчает задачу введения ребёнка в разнообразный мир музыки.  Который наполнен разными звуками, красками, эмоциями и конечно игрой.

  В процессе занятий рождаются интересные находки и приёмы: волшебный платочек завязанный ребёнку на шею, помогает не бояться и петь громко, стихи приветствия, считалки, улучшают дикцию и речь детей,  использование микрофона помогает лучше слышать себя и быстрее обучаться пению.

 Самым трудным этапом творчества является импровизация. Использование и показ знакомого материала самостоятельно. Или  перенесение полученного навыка в самостоятельную деятельность. Но благодаря системной работе эти задачи постепенно решаются.

Дошкольный возраст — это  прежде всего коррекция личности ребёнка и подготовка его психических процессов к дальнейшему обучению в школе. Совершенствуя двигательные и музыкально-ритмические навыки, улучшается работа мозга. Раскрепощается речевой аппарат, в работе над песней воспитывается  речевой слух. У детей детского дома речевой слух как и музыкальный развиты довольно слабо. Для развития этих навыков используется коррекционная  ритмика.

Коррекционная ритмика.

Из всех музыкально-выразительных средств ритм оказывает наибольшее влияние. (Марши, танцевальная музыка имеют более чёткие ритмические структуры, поэтому способствуют организации и желанию двигаться) а лишь затем звуковысотные сочетания и тембр звучащей музыки.

В коррекционной педагогике развитие чувства ритма рекомендуется осуществлять через движение путём развития слухового внимания и улучшения речи, воспитания ритма речи.

Ритмические карточки.

Ограничение ребёнка в движении может явиться одной из причин задержки его психического развития. Ю. Змановский считает, что существует прямая зависимость между движением и речью.  Звучащие жесты – это ритмическая игра звуками своего тела, игра на его поверхностях: хлопки, шлепки по бёдрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами и др. Для этого используются ритмические карточки. На которых ребенок  видит ритмическую схему и прохлопывает её. Отличая длинный и короткий звук.

Музыка моего тела: звучащие жесты. Приветствие по программе Ладушки.

Звучащие жесты являются не просто носителями определённых тембров, их использование вносит необходимый элемент движения в освоение ритма. Воспитание чувства ритма и тембрового слуха, развитие координации, реакции с использованием звучащих жестов, обладают высокой педагогической целесообразностью и эффективностью.